Доклад-выступление
на родительском собрании в первой
младшей группе с русским языком обучения
на тему: «Адаптация к детском саду».
Дайындаған педагог - психолог
Н.В.Калита
Атбасар қ.
2018ж.
Советы психолога!
Уважаемые родители!
В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается ПРОБЛЕМОЙ ЕГО АДАПТАЦИИ к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Причинами тяжелой адаптации к детскому саду могут быть:
1.Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2.Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3.Неумение занять себя игрушкой.
4.Несфоримированность культурно-гигиенических навыков.
5.Отсутствие у ребенка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
6.Кризисный период развития. В 3 года адаптация к новым условиям протекает более
тяжело и длительно.
7.Наличие отклонений в здоровье (со стороны неврологических и соматических
статусов).
Как помочь ребенку в период адаптации к ДОУ?
1.По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх
перед незнакомыми людьми.
2.Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действия с ними,
вовлекать ребенка в совместную игру.
3.Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки»,
«Попрыгаем, как зайчики».
4.Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.
5.Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в
детский сад.
6.Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
7.Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить
оставить ее в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не
согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с
другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней
подружился, кто обижал, не было ли ей грустно. Так вы узнаете многое о том, как
вашему малышу удается привыкать к садику.
8.Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть какая-то из них
будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит,
помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка
через игру. Игру ориентируйте на положительные результаты.
Часто приход в детский сад у многих детей сопровождается истерикой. В этом случае психолог советует:
1. Помните, что даже самые замечательные родители могут оказаться в такой
ситуации.
2. Попытайтесь сохранить спокойствие, выразите сочувствие ребенку. Ребенок не
услышит вас с первого раза, но, повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до
своего малыша.
3.Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, пока все
закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся
фразой.
4.Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, и
очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь интересную
историю.
Важно постоянно упражнять ребенка в
осваиваемых действиях, поощрять его, давать положительную оценку хотя бы за
попытку выполнения.
Легкая
степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест.
Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем. Отношения с
близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро
отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как
безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в
течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок
может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца
восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не
более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических
реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длиннее. Сон восстанавливается через 20 - 40
дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней.
Настроение неустойчивое в течение месяца,
плаксивость в течение дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30
дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким
эмоционально- возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным.
Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок
не пользуется приобретенными навыками, игра
ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.
Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не
изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность
в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под
глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.
Тяжелая
степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со
слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от
еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.
Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции
нормализуются к 60 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-
возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям -
избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в
деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на
2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
1) нервно - психическое развитие отстает на 1 -
2 квартала, респираторные заболевания более трех раз, сроком более 10 дней,
ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1 - 2 кварталов.
2)дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны
взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие
реакции нормализуются к 3 -4 месяцу пребывания в ДОУ, нервно - психическое
развитие отстает на 2 - 3 квартала (от исходного), замедляется рост и прибавка
в весе.
Невротические
реакции:
-рвота,
-пристрастие к личным вещам,
-наличие страхов,
-неуправляемое
поведение,
-стремление спрятаться от взрослых,
-истерические реакции.
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода
мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то
первое время мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы
познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни
пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому
же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в
значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть
витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал,
чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно
принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки,
внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский
сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем,
медикам, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.